При формулировке темы выступления рекомендуется

Выбрав тему, необходимо подумать о ее формулировке. Название речи следует сделать четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Выступление в такой форме предполагает четко структурированную, заранее подготовленную речь по определенной теме. Речь содержит цель и поставленные задачи, которые широко раскрываются по мере предоставления информации. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Оратор, не продумавший последовательности выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

Как подготовиться и провести публичное выступление

Что такое тема выступления? Собственно, то, что Вы хотите донести, и только. Ораторские курсы риторики строятся по этому же принципу: темой выступления является лишь та информация, где содержится проблемный вопрос или предмет обсуждения. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Следовательно, сформулировать цель своего выступления – это значит ясно и четко представить себе конечный результат речевого воздействия. Определение темы публичного выступления Процесс подготовки к выступлению включает и определение темы речи. При формулировке темы выступления рекомендуется. Формулировка темы речи это.

Как правильно подготовить публичное выступление: план и чек-лист

Михальская так определяет образцовую речь на рубеже ХХ и ХХ1 веков: «Это целесообразность, смысл и добро, в триединстве выраженные в слове и в совокупности составляющие риторический идеал современности». В наше время преобладания «демагогичности и агрессивности» как никогда возрастает значимость нравственного потенциала речи. Уместно вспомнить слова Квинтилиана: «Хочешь стать хорошим оратором — стань хорошим человеком». Этап словесного выражения заканчивается написанием полного текста выступления, тщательно отредактированного, ведь «перо — лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия» Цицерон. Запоминание в латинской терминологии - memoria — четвертая ступень риторического канона. Выбор формы произнесения речи с опорой на текст или без записей зависит от множества причин: сложности темы, состава аудитории, свойств памяти выступающего и др.

Рекомендуется на основе полного текста выступления составить краткий тезисный план с четким выделением частей речи, с полной записью вступления и заключения, с записью цитат, статистических данных. Произнесение в латинской терминологии aktio — самый важный и для многих самый трудный этап в ораторской деятельности. Эффективность речи во многом зависит от личности говорящего, уровня его компетентности, речевой культуры. Как известно, мы слушаем не речь, а человека, который говорит. Для создания положительного образа говорящего, по мнению Михальской А.

Для совершенствования ораторского мастерства необходимо также знание особых контактоустанавливающих приемов, способов снятия напряжения, усталости слушателей. К ним относятся диалогизация речи, создание метатекста, использование юмора, парадоксальных примеров и др. Следует помнить об отличии письменной речи от устной и не увлекаться длинными предложениями, нагромождением причастных и деепричастных оборотов. Завершающий этап ораторской деятельности — анализ выступления. Его целью становится осмысление уже произнесенной речи с выделением как удачных, так и неудачных моментов.

Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей. Возможные интонационные окраски выступлений следующие:- мажорная;- беспечная или юмористическая;- шутливая;- сердитая или упрекающая;- мрачная;- торжественная;- предостерегающая;- вопросительная. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить цель и о чем говорить средства достижения цели. Требования к основному тезису выступления:- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать целивыступления;- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться вкратковременной памяти;- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия. После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:- Кто мои слушатели заинтересованные, незаинтересованные? Оценка аудитории и обстановки Спросите себя: «Кто мои слушатели?

Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них.

Оно должно поведать слушателям о том, что вы намерены обсудить, и задать общий тон вашему посланию. Ваша манера говорить должна указывать на то, будет ли ваше выступление юмористическим, серьезным, стимулирующим или мотивирующим, подготовив, таким образом, слушателей к тому, что произойдет дальше. В некоторых случаях это предложение не должно быть чересчур явным, потому что тема следует из контекста. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Работа над планом, композицией речи — творческий процесс. Каждая лекция, каждое выступление, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего. Это давний спор, своими корнями уходящий в глубокую древность.

Публичные выступления: какими они бывают

  • русский язык и культура речи. Культура речи Тема Теоретические основы культуры речи Базовый уровень
  • Как подготовиться к публичному выступлению
  • Логические законы построения выступления
  • Подготовка к публичному выступлению
  • 2.1. Структура и сущность публичных выступлений | BookOnLime
  • Подготовительный этап

Технологии подготовки и проведения публичного выступления

Важно, что фрагментарный план работает только для тех, кто легко импровизирует. Если вы переживаете и чувствуете себя неуверенно — запишите себя на диктофон, опираясь на этот план, и прослушайте запись. Так у вас появится конспект выступления. Повторяйте, пока лекция не будет отскакивать от зубов или вы не поймете, что запомнили достаточно. Можно еще записать текст в блокнот или на карточках и сразу его отредактировать. Главное — уверенность в том, что вам есть что сказать. Презентация и обучающие материалы Лучше всего при создании презентации исходить из одного слайда или картинки на каждую важную мысль. В таком случае презентация станет опорой выступления, и каждый следующий слайд будет напоминать вам, что вы хотите сказать дальше. Количеством слайдов также удобно рассчитать длину лекции — у меня на каждый уходит от 10 до 60 секунд. Самое важное, что нужно знать: презентация должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя.

Если на слайдах много текста, то все будут читать текст, а не слушать вас.

Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно. Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Известный судебный деятель XIX века А. Кони писал по этому поводу: Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора.

Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует а почувствует он непременно и вскоре же , что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что "многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь". Основные этапы разработки ораторской речи Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, то есть тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему?

Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г. Так и оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат цели над содержанием и формой речи.

Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении. Образцом четкого определения цели может служить речь крупнейшего оратора Америки Уэнделла Филлипса: Леди и джентльмены! Меня просили рассказать об одном замечательном человеке предшествовавшего нам поколения - о великом правителе острова Сан-Доминго Туссене-Лувертюре, чистокровном негре, в венах которого не было и капли крови белого человека. В своем выступлении я расскажу Вам кратко его биографию - биографию негра-военачальника и государственного деятеля. Я изложу ее в защиту той расы, представителем которой он был... Моя цель, - хотя вы можете посчитать ее нелепой, - убедить вас в том, что негроидная раса, вместо того, чтобы вызывать сожаление или заслуживать презрение, как вы обычно считаете, имеет среди народов право на место, близкое к англосаксам. Существуют различные способы подготовки ораторской речи. Одним из самых популярных является так называемый метод Линкольна. Метод А.

Линкольна Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя "испечь" речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время - когда вы принимаете ванну или едете по делам.

Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех. Это замечательное словосочетание родилось еще у античных риторов. Именно с изобретения мыслей начинается хорошая речь. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна речь с их изложением. Точно подметил В. Гюго: "От полноты мысли зависит богатство речи". Отсутствие мыслей, достойных выступления, справедливо расценивается как пустая болтовня. Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

Имеет большое значение, кому говорить. Ведь цель оратора - воздействовать на сознание слушателей. Поэтому важной частью подготовки выступления является анализ аудитории и ее интересов. Без заинтересованности слушателей бесполезно рассчитывать на успех выступления.

Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах. Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные приемы. Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности. Наконец, есть и такие горе - спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выводами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету ловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. Назначение текста — воздействовать на читателя, сформировать определенное мнение у читателя. Значит, перед нами текст публицистического стиля речи. Многосоюзие при соединении однородных членов предложения и их попарное соединение также характерная черта публицистического стиля. Родина — это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на Север над нашим домом. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец — чабан.

Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что делаем доброго, прибавляет сил ему. Песков В публицистическом стиле нередки обращения типа дорогие друзья, дорогие мои слушатели и т. Публицистический стиль близок к художественной речи, и в нем так же широко используются обособленные члены предложения, служащие средством создания образности. Автор — А. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны, то проч. То же самое и я, когда читаю.

Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога или ученого. Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать в потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям… Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой- нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолгий шум моря… Я тоже смеюсь.

Внимание освежилось, и я могу продолжать. Чехов - О чем рассказывает автор в этом тексте? Чехов выступает перед студентами - Какие меры принимает Чехов, чтобы удержать внимание слушателей? Беседа с классом по основным понятиям урока. Все они подчеркивают, что оратор — это человек, умеющий говорить красно, то есть красиво, образно, выразительно. В современном русском литературном языке слово оратор многозначно. Так, толковые словари отмечают следующие его значения: 1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия у античных народов ; 2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании; 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

Поэтому в художественной литературе, в периодической печати, в обиходной речи встречается употребление этого слова в разных значениях. В теории ораторского искусства слово оратор используется как термин. В этом случае оно имеет только одно значение — оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, скучный оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор и др. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый. Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой — лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор — это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества. Лекция учителя об особенностях ораторской речи. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы.

В свое время А.

Не начинайте отвечать на вопрос до того, как спрашивающий задаст его полностью. Даже если смысл этого вопроса вам понятен по первым словам. Дослушайте вопрос до конца — это подчеркнет ваше уважение к спрашивающему. Искренне выразите благодарность, скажите: «Спасибо! Придумайте различные формы благодарности и используйте их.

Конечно, если вам задали вопрос типа: «А повторите, какую библиотеку вы упомянули на пятом слайде», — не надо горячо благодарить. Просто напомните, что там было, и переходите к следующему вопросу. Варианты комментариев будут чуть дальше в этой главе. Полезно бывает повторить вопрос, поскольку спрашивающий обращен к вам лицом, вы видите движения его губ и в комплексе складываете свое понимание вопроса. Слушателям, сидящим в зале, вопрос мог быть просто не слышен. Вы начнете отвечать, а по залу пронесется шепоток: «О чем спросили?

О чем спросили? Чтобы избежать этой ситуации, повторите вопрос. Если вопрос, который вам задали, не очень для вас приятен, можете при повторении чуть перефразировать его, чтобы вам было проще на него ответить. Старайтесь держаться в рамках темы, не уходить в сторону, не отвечать многословно и расплывчато. Перейти к следующему вопросу. Все вопросы можно отнести нескольким основным видам: хороший вопрос, трудный, вопрос не по теме и т.

Рассмотрим комментарии основных видов вопросов. Если вам задали хороший вопрос, на который вы знаете ответ, и этот ответ представит вас в выигрышном свете, искренне поблагодарите спрашивающего, прокомментируйте, какой важный, интересный, хороший вопрос он задал. Можно использовать следующие комментарии: Хороший вопрос, я надеялся, что кто-нибудь спросит меня об этом. Я ожидал такого вопроса. Это очень важная проблема. Да, это то, что действительно интересно.

Это очень верное замечание. Я мог бы еще добавить… Если вам задали трудный вопрос, то сначала нужно попытаться понять: для спрашивающего важен ответ на этот вопрос, или он просто хотел поставить вас в неловкое положение. Не бойтесь в комментариях сказать, что это сложный вопрос. Можно использовать такие эпитеты, как «серьезный», «коварный», «трудный» и т. Комментарии на такой вопрос могут быть следующими: Это сложный вопрос. Очень интересный вопрос.

А что вы думаете об этой проблеме? Это проблема, требующая раздумий. Я пытался найти ответ на этот вопрос, но не пришел к удовлетворяющему меня ответу. Может быть, кто-то может поделиться своими размышлениями по этому поводу? Если вам задали вопрос не по теме, определите для себя, хотите ли вы переходить на другую тему, отвечая на него. Если другая тема выигрышнее для вас, то смело отвечайте.

Если вы предпочитаете оставаться в рамках обсуждаемой темы, то комментарии к этому типу вопросов могут быть следующие: Это интересный вопрос, но поднимающий другую проблему. Давайте поговорим об этом после. Я бы хотел об этом поговорить, но все же полагаю, что лучше держаться в рамках Тема. Возможно, мы могли бы обсудить это позже. Боюсь, что вопрос выходит за пределы моей темы сегодня. Мы можем потом обсудить это.

Если вам задали непонятный вопрос, уточните суть до того, как начнете на него отвечать. Можно использовать следующие фразы: Прошу прощения, но мне кажется, что я не совсем уловил смысл вопроса. Простите, могу ли я попросить вас переформулировать вопрос? Способы улучшить свое выступление Многие люди волнуются перед выступлением. Преодоление волнения — непростая задача для выступающих. Сразу следует отметить, что волнение перед выступлением полезно.

Если вы не волнуетесь, это значит, что вам все равно, как пройдет ваше выступление. Умеренное волнение перед выступлением помогает поднять уровень нашей активации, придает выступлению живость и экспрессию. Значит, ваша задача не убрать волнение вообще, а уменьшить его до разумных пределов. У волнения, связанного с выступлением, всего три пика. Первый пик волнения — когда вы узнаете, что вам нужно выступать.

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. Процесс подготовки выступления включает несколько стадий: подготовка материала, формулировка темы, составление плана, словесное оформление речи, репетиция, собственно выступление, исправление речи. Каждый из этих этапов связан с предыдущим и последующим. Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. 1. Разбиение темы – мыслимой предметной области выступления – должно быть соразмерным, то есть разделы выступления, выделенные планом, должны в определенном отношении полностью, без пробелов и излишеств, охватывать всю тему. И все же любому оратору следует не забывать мудрый совет и: «Прекращайте говорить тогда, когда слушатели еще хотят вас слушать». 1.1. Тема выступления ее формулировка и цель. Любое выступление начинается с темы, ее формулировки.

Портал Рефератов

  • БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
  • Логические законы построения выступления
  • Подготовка к выступлению
  • Требования к процессу формулирования темы
  • Правильный выбор темы публичного выступления - основа для достижения поставленных целей

Материалы лекций по курсу риторики (стр. 8 )

Оптимальное количество задач — 3. Заинтересованность слушателей в данном выступлении. Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА. Определяет сценарий выступления. Также влияет на количество вопросов, которые предстоит рассмотреть во время речи. При малом лимите времени рекомендуется полностью раскрыть 1 вопрос. Это лучше, чем поверхностно затронуть 4-5 вопросов, оставив нераскрытые моменты.

Структура плана План любой публичной речи подчиняется классическим законам композиции. Состоит из 3-х основных частей. Вступительное слово. Служит для установки контакта с аудиторией, подготовки публики к восприятию информации. Причем первые 1,5 минуты выступления — единственный шанс впечатлить и заинтересовать публику, установить с ней эмоциональную связь. У спикера не более 90 секунд, чтобы расположить к себе аудиторию.

Из них: Вступительное слово Речь всегда начинается с приветствия. Обращения подбирают в зависимости от публики и цели выступления. Можно использовать: Сразу за приветствием оратор делает публике комплимент. После самопрезентации выполняют гармоничный переход к основной части одним из способов. Можно упомянуть маленькое событие, произошедшее перед выходом на сцену или личный жизненный опыт. Прием уместен во многих случаях, включая обучающие семинары, презентации перед молодой аудиторией, торжественные речи.

Личный контакт. Это обращение к аудитории. Считается, что способ подходит для работы перед малой, хорошо известной аудиторией. Однако, человек, которого знают присутствующие, может им грамотно воспользоваться. Точки соприкосновения. Это все то, что объединяет оратора с публикой: эмоции, проблемы, пережитая травма, общие цели и т.

Уместная шутка отлично располагает к себе аудиторию. Например, в одном из выступлений, Джеймс Ренди использовал обращение к публике в комбинации с юмором. Оратор четко озвучивает событие, которое стало причиной мероприятия юбилей, годовщина образования компании, выход компании на мировой рынок и т. Вопрос, взывающий слушателей к размышлению. Сразу включает присутствующих в работу. Эффективен на выступлениях перед подчиненными, коллегами, рабочей группой, студентами.

Прямой переход. Применяется, когда необходимо сразу переходить к делу. Подходит для второго и последующих семинаров из цикла публика уже знает спикера и представляет, о чем пойдет речь. Также актуален в условиях жесткого лимита времени, на выступлениях в кругу сослуживцев и пр. Далее обозначают тему и начинают основную часть. Основная часть В основной части оратор поднимает актуальность темы и раскрывает ее.

На этом этапе составления плана прописывается последовательность изложения информации, которая помогает сделать речь логичной и понятной. Некоторые специалисты увеличивают это количество до 7-9 блоков. Однако, чем больше задач, тем хуже слушатель усваивает информацию. Чем моложе публика, тем меньше задач можно поднимать в одном выступлении 1- для детской публики; 3 — для подростков и молодежи; 3-5 — для взрослой аудитории. Если не получается ограничиться 3-5 задачами, стоит рассмотреть возможность проведения 2 или более выступлений по данной теме. Чтобы убедиться, насколько легко запоминается материал, разбитый на маленькие блоки, достаточно посмотреть обучающие видео Чарли Хуперта.

Хотя Хуперт выступает перед камерой, а не перед залом, данный пример может быть полезен при подготовке к онлайн и оффлайн выступлению. В среднем продолжительность урока у Чарли 11-13 минут, из них: За 1 урок Чарли поднимает только 1 тему, поэтому зрителю не составляет труда запомнить и усвоить информацию. Смысловые блоки выстраивают по законам логики, так, что каждый следующий вытекает из предыдущего, либо наглядно связан с ним. Кроме четкой структуры в план вносят необходимую информацию: числа, даты, цитаты, афоризмы, шутки, которые будут в речи. Заключение В финальной части выступления оратор напоминает публике наиболее важные аспекты темы, подводит черту. Поэтому в последний раздел вносят ключевые моменты всей речи, выводы, итоги.

Анализ и редактирование плана Готовый план внимательно перечитывают, проверяют каждый пункт, вносят коррективы. На его основе пишут речь. Текст вычитывают и проговаривают перед зеркалом либо помощником. Убирают лишнее, добавляют факты со ссылками на авторитетные источники, цифры, статистику, показатели эффективности и пр. В соответствии с планом готовят презентацию: слайды, картинки, видеоролики, располагая их в строгом порядке. Сам план выступления на сладах не пишут, со слайдов не читают.

Вся важная информация, которую сложно запомнить, также должна быть вынесена в план формулы, фамилии, названия ресурсов с адресами, если спикер на них ссылается и пр. Это нужно для того, чтобы быстро ответить на возможные вопросы присутствующих и успешно провести выступление, даже при проблемах с показом слайдов. План рекомендуется держать план под рукой в распечатанном виде либо на портативном электронном устройстве. Наличие плана придает уверенность на сцене, исключает заминки и неловкие паузы, помогает выдержать атаку тех, кто приходит с целью сорвать речь и выставить спикера в негативном свете. Для показа слайдов и плана лучше использовать разные устройства. Так технические проблемы с одним устройством не смогут полностью испортить выступление.

Author: editor Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории. Но при подготовке публичной речи следует учитывать и некоторые общие методические установки. Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1 инвенция — изобретение, создание речи, систематизация её содержания и используемых в ней доказательств; 2 диспозиция — расположение, деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение; 3 элокуция — языковое оформление речи, отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4 мемориа — запоминание будущей речи; 5 акцио — произнесение речи. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме. При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей. Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей.

Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление. Поиск материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения. Важно использовать и так называемый местный материал, то есть имеющий отношение к жизни слушателей. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает их интерес.

Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаясь понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления. Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли к рассматриваемому вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. Разработка плана выступления.

В процессе подготовки речи необходимо определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время. Начало, развёртывание и завершение речи.

Именно в начале выступления оратор испытывает наибольшее волнение перед публикой, а также создает первое впечатление о себе у зрителей. Кроме того, перед выступлением проявляются все организационные огрехи, такие как ненастроенный микрофон, появление опоздавших слушателей и многое другое. Будьте готовы к этому. Не стоит сразу начинать вашу речь с темы выступления, лучше для начала поприветствовать публику, поблагодарить собравшихся людей, может быть, пошутить или слегка затронуть уместную известную всем новость, событие. Дайте слушателям тоже приготовиться к вашей речи.

Важным правилом хорошего выступления является подготовка правильного вступительного слова. Как известно, обычно первые и последние слова выступления запоминаются зрителями лучше всего «эффект края» по Эббингаузу. Именно в финальную часть вашей речи лучше всего внести главные мысли и ключевые выводы. Выделить важное вам помогут специальные приемы. Постарайтесь косвенно сообщить аудитории о том, что вы подходите к концу вашей речи, для этого используйте соответствующие слова «и наконец», «подводя итоги» и другие. Так слушатели осознают, что вы заканчиваете свое выступление и говорите ключевые слова, на которых им стоит максимально сконцентрировать внимание. Многие ораторы, рекомендуют хорошо выучить и даже отрепетировать концовку публичной речи. Яркая концовка всегда запоминается и оставляет выигрышное впечатление у слушателей. О том, как лучше готовить начало и концовку выступления читайте в уроке, посвященном структуре выступления.

Микрофон, аудитория, вода, время выступления — все это не должно вызывать у вас вопросов. Подумайте, что вам необходимо, поговорите с людьми, которые отвечают за организационные моменты выступления. Чтобы избежать излишнего волнения постарайтесь позаботиться обо всех мелочах заранее. Если у вас есть достаточно времени и сил, постарайтесь так приготовиться к выступлению, чтобы вам не потребовались вспомогательные записи. Однако, если вы не чувствуете уверенности в себе, лучше иметь перед собой план или ключевые мысли выступления. Часто бывает так, что от волнения из головы вылетает самая важная информация, забыв которую, оратор, как правило, теряется, сбивается с подготовленного плана.

Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно чёткими и ясными. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы.

Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времён считается трёхчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения.

В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственный является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Если есть возможность, отрепетируйте свое выступление в помещении, где оно будет проходить. Правило 4. Нельзя два раза произвести первое впечатление Первые пару минут участники мероприятия будут оценивать вас по внешнему виду, поэтому тщательно продумайте свой внешний образ. Обязательно учитывайте формат мероприятия — ваша уверенность может пошатнуться, если предполагается casual-формат, а вы придете в строгом деловом костюме. Также уделите внимание фразам, с которых вы начнете выступление. Помимо приветствия это может быть хорошая шутка или пара интересных фактов. Правило 5. Обратная связь реакция слушателей В процессе выступления пытайтесь не только увидеть, но и почувствовать обратную связь от слушателей. Интересно ли им? Не слишком ли быстрый темп доклада вы взяли? Уходят ли участники из зала? Записывают ли за вами тезисы? Фотографируют ли слайды? Оперативно подстраивайтесь, чтобы удержать внимание людей и не дать им заскучать. Используйте паузы, задавайте залу вопросы, уместно шутите, включайте видеоролики и другое. Правило 6. Помните про цель выступления Как правило, слушатели запоминают наиболее яркие моменты выступления или его финал. Поэтому заранее подготовьте фразы, которыми закончите выступление. Всегда помните о том, для чего вы вышли к аудитории. Если целью является получение новых клиентов, включите в текст доклада информацию о конкурентных преимуществах компании, а в финале пригласите к сотрудничеству и оставьте свои контактные данные на последнем слайде. Если вы презентуете проект, попросите участников мероприятия высказать свое мнение о нем и указать зоны развития. Если хотите привлечь внимание к своей экспертной позиции, пригласите людей стать друзьями в социальных сетях или подписаться на рассылку на сайте. Именно уверенность в себе опытные спикеры считают ключевым элементом успешных публичных выступлений. Не бойтесь ошибиться Страх что-то сказать или сделать не так сковывает вас. Но идеальных людей, которые выступают без помарок, не бывает. Презентация может не включиться, на слайде найдётся ошибка или вы случайно оговорились — если это произошло, остановитесь, извинитесь перед участниками, пошутите и спокойно продолжайте дальше.

Шаг 2. Продумайте структуру

  • Другие матералы рубрики:
  • ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
  • Урок 1. Подготовка речи
  • Этапы подготовки к выступлению
  • 📣 Сила речи: 8 советов, как подготовиться к публичному выступлению

Подготовка к публичному выступлению

Молодая барышня напряженно искала ответ на самый волнующий для нее вопрос: почему от нее ушел молодой человек?! Ушел внезапно, не объясняя причин. Извещение о том, что у него «закончились» чувства, прозвучало, как гром среди.

В конспект не рекомендуется включать спорные, нерешенные вопросы, поскольку данный вид записи предназначен не для дискуссии с аудиторией, а для подкрепления суждений оратора. Развернутый план выступления — это подробный перечень освещаемых вопросов. Обычно пункты плана формулируются в виде заголовков и располагаются в последовательности, соответствующей изложению материала.

Составление развернутого плана заставляет не только вдуматься во взаимное отношение имеющихся в выступлении логических моментов, но и придать им точную формулировку. Ценным материалом, позволяющим сделать выступление убедительным, запоминающимся, наглядным, являются документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации. Цифры, примеры, цитаты не должны уводить от существа дела. Цифры должны опираться на реальные фоновые знания аудитории. В выступлениях для специалистов цифровых данных может быть больше, так как уровень подготовки, фоновые знания специалистов позволяют им усваивать данный материал легко и быстро, что е получится в аудитории неподготовленной. Примеры в выступлении должны быть яркими, лаконичными, без лишних деталей.

Примеры могут использоваться в качестве иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента, а также для привлечения внимания уставшей аудитории. Отбирая примеры для выступления, оратор должен руководствоваться следующим критериями: - насколько данный пример нужен; - уместен ли он в данной аудитории; - какие чувства вызывает у зрителей. Цитаты — это высказывания авторитетных людей. Одни цитаты опираются на авторитет источника, другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи рассчитаны на эмоции. По смыслу цитаты должны быть органически связаны с текстом выступления, не должны носить характер чужеродного тела. Их следует приводить в таком виде, чтобы сохранялся во всей точности первоначальный смысл.

Наглядный материал — диаграммы, иллюстрации, фотографии, рисунки, плакаты, слайды, различные предметы — используются в выступлении для подтверждения или пояснения основных положений. Ими не следует злоупотреблять. Не следует размещать наглядный материал до выступления перед публикой. Как создать план успешного публичного выступления: инструкция для спикера Каждому успешному публичному выступлению предшествует создание продуманного плана. Спикер разбивает информацию на смысловые блоки задачи , прописывает структуру, убирает лишнее. Подробный план используют начинающие и опытные ораторы.

Это позволяет держаться перед аудиторией уверенно и свободно, а также помогает избежать провала в случае непредвиденных обстоятельств: технического сбоя в показе слайдов, каверзных вопросов публики и пр. Подготовительный этап Определение цели — ключевой момент, с которого начинается работа над планом. Целью может служить привлечение студентов в онлайн-школу, обучение повышению личной продуктивности, продажа нового продукта и пр. Например, презентация нового продукта в кругу коллег и бизнес партнеров радикально отличается от презентации этого же продукта рядовому потребителю. Здесь 2 принципиально разные ЦА. Для каждой из них готовят свою презентацию.

Коллеги, партнеры, инвесторы должны увидеть выгоду от производства и реализации продукта. Потребитель — выгоды от его приобретения и использования. Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать. Взрослая публика. Люди зрелого возраста с большим жизненным и профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений.

Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр. Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей. Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией. Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар. Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей.

Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции. Предложения простые. Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео. Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным. Лексикон — понятный для аудитории.

Оптимальное количество задач — 3. Заинтересованность слушателей в данном выступлении. Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА. Определяет сценарий выступления. Также влияет на количество вопросов, которые предстоит рассмотреть во время речи. При малом лимите времени рекомендуется полностью раскрыть 1 вопрос.

Это лучше, чем поверхностно затронуть 4-5 вопросов, оставив нераскрытые моменты. Структура плана План любой публичной речи подчиняется классическим законам композиции. Состоит из 3-х основных частей. Вступительное слово. Служит для установки контакта с аудиторией, подготовки публики к восприятию информации. Причем первые 1,5 минуты выступления — единственный шанс впечатлить и заинтересовать публику, установить с ней эмоциональную связь.

У спикера не более 90 секунд, чтобы расположить к себе аудиторию. Из них: Вступительное слово Речь всегда начинается с приветствия. Обращения подбирают в зависимости от публики и цели выступления. Можно использовать: Сразу за приветствием оратор делает публике комплимент. После самопрезентации выполняют гармоничный переход к основной части одним из способов. Можно упомянуть маленькое событие, произошедшее перед выходом на сцену или личный жизненный опыт.

Прием уместен во многих случаях, включая обучающие семинары, презентации перед молодой аудиторией, торжественные речи. Личный контакт. Это обращение к аудитории. Считается, что способ подходит для работы перед малой, хорошо известной аудиторией. Однако, человек, которого знают присутствующие, может им грамотно воспользоваться. Точки соприкосновения.

Это все то, что объединяет оратора с публикой: эмоции, проблемы, пережитая травма, общие цели и т. Уместная шутка отлично располагает к себе аудиторию. Например, в одном из выступлений, Джеймс Ренди использовал обращение к публике в комбинации с юмором. Оратор четко озвучивает событие, которое стало причиной мероприятия юбилей, годовщина образования компании, выход компании на мировой рынок и т. Вопрос, взывающий слушателей к размышлению. Сразу включает присутствующих в работу.

Эффективен на выступлениях перед подчиненными, коллегами, рабочей группой, студентами. Прямой переход. Применяется, когда необходимо сразу переходить к делу. Подходит для второго и последующих семинаров из цикла публика уже знает спикера и представляет, о чем пойдет речь. Также актуален в условиях жесткого лимита времени, на выступлениях в кругу сослуживцев и пр. Далее обозначают тему и начинают основную часть.

Основная часть В основной части оратор поднимает актуальность темы и раскрывает ее. На этом этапе составления плана прописывается последовательность изложения информации, которая помогает сделать речь логичной и понятной. Некоторые специалисты увеличивают это количество до 7-9 блоков. Однако, чем больше задач, тем хуже слушатель усваивает информацию. Чем моложе публика, тем меньше задач можно поднимать в одном выступлении 1- для детской публики; 3 — для подростков и молодежи; 3-5 — для взрослой аудитории. Если не получается ограничиться 3-5 задачами, стоит рассмотреть возможность проведения 2 или более выступлений по данной теме.

Чтобы убедиться, насколько легко запоминается материал, разбитый на маленькие блоки, достаточно посмотреть обучающие видео Чарли Хуперта. Хотя Хуперт выступает перед камерой, а не перед залом, данный пример может быть полезен при подготовке к онлайн и оффлайн выступлению. В среднем продолжительность урока у Чарли 11-13 минут, из них: За 1 урок Чарли поднимает только 1 тему, поэтому зрителю не составляет труда запомнить и усвоить информацию. Смысловые блоки выстраивают по законам логики, так, что каждый следующий вытекает из предыдущего, либо наглядно связан с ним. Кроме четкой структуры в план вносят необходимую информацию: числа, даты, цитаты, афоризмы, шутки, которые будут в речи. Заключение В финальной части выступления оратор напоминает публике наиболее важные аспекты темы, подводит черту.

Поэтому в последний раздел вносят ключевые моменты всей речи, выводы, итоги. Анализ и редактирование плана Готовый план внимательно перечитывают, проверяют каждый пункт, вносят коррективы.

Здесь 2 принципиально разные ЦА. Для каждой из них готовят свою презентацию. Коллеги, партнеры, инвесторы должны увидеть выгоду от производства и реализации продукта. Потребитель — выгоды от его приобретения и использования.

Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать. Взрослая публика. Люди зрелого возраста с большим жизненным и профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений. Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр. Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей.

Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией. Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар. Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей. Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции. Предложения простые.

Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео. Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным. Лексикон — понятный для аудитории. Оптимальное количество задач — 3. Заинтересованность слушателей в данном выступлении.

Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА. Определяет сценарий выступления. Также влияет на количество вопросов, которые предстоит рассмотреть во время речи. При малом лимите времени рекомендуется полностью раскрыть 1 вопрос. Это лучше, чем поверхностно затронуть 4-5 вопросов, оставив нераскрытые моменты. Структура плана План любой публичной речи подчиняется классическим законам композиции.

Состоит из 3-х основных частей. Вступительное слово. Служит для установки контакта с аудиторией, подготовки публики к восприятию информации. Причем первые 1,5 минуты выступления — единственный шанс впечатлить и заинтересовать публику, установить с ней эмоциональную связь. У спикера не более 90 секунд, чтобы расположить к себе аудиторию. Из них: Вступительное слово Речь всегда начинается с приветствия.

Обращения подбирают в зависимости от публики и цели выступления. Можно использовать: Сразу за приветствием оратор делает публике комплимент. После самопрезентации выполняют гармоничный переход к основной части одним из способов. Можно упомянуть маленькое событие, произошедшее перед выходом на сцену или личный жизненный опыт. Прием уместен во многих случаях, включая обучающие семинары, презентации перед молодой аудиторией, торжественные речи. Личный контакт.

Это обращение к аудитории. Считается, что способ подходит для работы перед малой, хорошо известной аудиторией. Однако, человек, которого знают присутствующие, может им грамотно воспользоваться. Точки соприкосновения. Это все то, что объединяет оратора с публикой: эмоции, проблемы, пережитая травма, общие цели и т. Уместная шутка отлично располагает к себе аудиторию.

Например, в одном из выступлений, Джеймс Ренди использовал обращение к публике в комбинации с юмором. Оратор четко озвучивает событие, которое стало причиной мероприятия юбилей, годовщина образования компании, выход компании на мировой рынок и т. Вопрос, взывающий слушателей к размышлению. Сразу включает присутствующих в работу. Эффективен на выступлениях перед подчиненными, коллегами, рабочей группой, студентами. Прямой переход.

Применяется, когда необходимо сразу переходить к делу. Подходит для второго и последующих семинаров из цикла публика уже знает спикера и представляет, о чем пойдет речь. Также актуален в условиях жесткого лимита времени, на выступлениях в кругу сослуживцев и пр. Далее обозначают тему и начинают основную часть. Основная часть В основной части оратор поднимает актуальность темы и раскрывает ее. На этом этапе составления плана прописывается последовательность изложения информации, которая помогает сделать речь логичной и понятной.

Некоторые специалисты увеличивают это количество до 7-9 блоков. Однако, чем больше задач, тем хуже слушатель усваивает информацию. Чем моложе публика, тем меньше задач можно поднимать в одном выступлении 1- для детской публики; 3 — для подростков и молодежи; 3-5 — для взрослой аудитории. Если не получается ограничиться 3-5 задачами, стоит рассмотреть возможность проведения 2 или более выступлений по данной теме. Чтобы убедиться, насколько легко запоминается материал, разбитый на маленькие блоки, достаточно посмотреть обучающие видео Чарли Хуперта. Хотя Хуперт выступает перед камерой, а не перед залом, данный пример может быть полезен при подготовке к онлайн и оффлайн выступлению.

В среднем продолжительность урока у Чарли 11-13 минут, из них: За 1 урок Чарли поднимает только 1 тему, поэтому зрителю не составляет труда запомнить и усвоить информацию. Смысловые блоки выстраивают по законам логики, так, что каждый следующий вытекает из предыдущего, либо наглядно связан с ним. Кроме четкой структуры в план вносят необходимую информацию: числа, даты, цитаты, афоризмы, шутки, которые будут в речи. Заключение В финальной части выступления оратор напоминает публике наиболее важные аспекты темы, подводит черту. Поэтому в последний раздел вносят ключевые моменты всей речи, выводы, итоги. Анализ и редактирование плана Готовый план внимательно перечитывают, проверяют каждый пункт, вносят коррективы.

На его основе пишут речь. Текст вычитывают и проговаривают перед зеркалом либо помощником. Убирают лишнее, добавляют факты со ссылками на авторитетные источники, цифры, статистику, показатели эффективности и пр. В соответствии с планом готовят презентацию: слайды, картинки, видеоролики, располагая их в строгом порядке. Сам план выступления на сладах не пишут, со слайдов не читают. Вся важная информация, которую сложно запомнить, также должна быть вынесена в план формулы, фамилии, названия ресурсов с адресами, если спикер на них ссылается и пр.

Это нужно для того, чтобы быстро ответить на возможные вопросы присутствующих и успешно провести выступление, даже при проблемах с показом слайдов. План рекомендуется держать план под рукой в распечатанном виде либо на портативном электронном устройстве. Наличие плана придает уверенность на сцене, исключает заминки и неловкие паузы, помогает выдержать атаку тех, кто приходит с целью сорвать речь и выставить спикера в негативном свете. Для показа слайдов и плана лучше использовать разные устройства. Так технические проблемы с одним устройством не смогут полностью испортить выступление. Author: editor Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов.

Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории. Но при подготовке публичной речи следует учитывать и некоторые общие методические установки. Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1 инвенция — изобретение, создание речи, систематизация её содержания и используемых в ней доказательств; 2 диспозиция — расположение, деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение; 3 элокуция — языковое оформление речи, отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4 мемориа — запоминание будущей речи; 5 акцио — произнесение речи. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи.

Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме. При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей. Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Даже если смысл этого вопроса вам понятен по первым словам. Дослушайте вопрос до конца — это подчеркнет ваше уважение к спрашивающему. Искренне выразите благодарность, скажите: «Спасибо! Придумайте различные формы благодарности и используйте их. Конечно, если вам задали вопрос типа: «А повторите, какую библиотеку вы упомянули на пятом слайде», — не надо горячо благодарить. Просто напомните, что там было, и переходите к следующему вопросу. Варианты комментариев будут чуть дальше в этой главе. Полезно бывает повторить вопрос, поскольку спрашивающий обращен к вам лицом, вы видите движения его губ и в комплексе складываете свое понимание вопроса.

Слушателям, сидящим в зале, вопрос мог быть просто не слышен. Вы начнете отвечать, а по залу пронесется шепоток: «О чем спросили? О чем спросили? Чтобы избежать этой ситуации, повторите вопрос. Если вопрос, который вам задали, не очень для вас приятен, можете при повторении чуть перефразировать его, чтобы вам было проще на него ответить. Старайтесь держаться в рамках темы, не уходить в сторону, не отвечать многословно и расплывчато. Перейти к следующему вопросу. Все вопросы можно отнести нескольким основным видам: хороший вопрос, трудный, вопрос не по теме и т. Рассмотрим комментарии основных видов вопросов.

Если вам задали хороший вопрос, на который вы знаете ответ, и этот ответ представит вас в выигрышном свете, искренне поблагодарите спрашивающего, прокомментируйте, какой важный, интересный, хороший вопрос он задал. Можно использовать следующие комментарии: Хороший вопрос, я надеялся, что кто-нибудь спросит меня об этом. Я ожидал такого вопроса. Это очень важная проблема. Да, это то, что действительно интересно. Это очень верное замечание. Я мог бы еще добавить… Если вам задали трудный вопрос, то сначала нужно попытаться понять: для спрашивающего важен ответ на этот вопрос, или он просто хотел поставить вас в неловкое положение. Не бойтесь в комментариях сказать, что это сложный вопрос. Можно использовать такие эпитеты, как «серьезный», «коварный», «трудный» и т.

Комментарии на такой вопрос могут быть следующими: Это сложный вопрос. Очень интересный вопрос. А что вы думаете об этой проблеме? Это проблема, требующая раздумий. Я пытался найти ответ на этот вопрос, но не пришел к удовлетворяющему меня ответу. Может быть, кто-то может поделиться своими размышлениями по этому поводу? Если вам задали вопрос не по теме, определите для себя, хотите ли вы переходить на другую тему, отвечая на него. Если другая тема выигрышнее для вас, то смело отвечайте. Если вы предпочитаете оставаться в рамках обсуждаемой темы, то комментарии к этому типу вопросов могут быть следующие: Это интересный вопрос, но поднимающий другую проблему.

Давайте поговорим об этом после. Я бы хотел об этом поговорить, но все же полагаю, что лучше держаться в рамках Тема. Возможно, мы могли бы обсудить это позже. Боюсь, что вопрос выходит за пределы моей темы сегодня. Мы можем потом обсудить это. Если вам задали непонятный вопрос, уточните суть до того, как начнете на него отвечать. Можно использовать следующие фразы: Прошу прощения, но мне кажется, что я не совсем уловил смысл вопроса. Простите, могу ли я попросить вас переформулировать вопрос? Способы улучшить свое выступление Многие люди волнуются перед выступлением.

Преодоление волнения — непростая задача для выступающих. Сразу следует отметить, что волнение перед выступлением полезно. Если вы не волнуетесь, это значит, что вам все равно, как пройдет ваше выступление. Умеренное волнение перед выступлением помогает поднять уровень нашей активации, придает выступлению живость и экспрессию. Значит, ваша задача не убрать волнение вообще, а уменьшить его до разумных пределов. У волнения, связанного с выступлением, всего три пика. Первый пик волнения — когда вы узнаете, что вам нужно выступать. Вы рассматриваете выступление как ситуацию стресса и весьма вероятного провала.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

Название должно привлекать внимание слушателей, соответствовать основной идее и содержанию текста. Тема может непосредственно выражать главную идею речи, иногда название темы дается в виде вопроса, на который следует дать ответ. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи. Целевая установка, ее структура и роль в подготовке публичной речи Любое выступление произносится с определенной целью. Цель выступления нельзя отожествлять с нельзя отождествлять с темой.

Цель содержит желаемый от выступления результат.

Отнюдь нет. Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой некурящей аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы. И в соответствии со своей целью излагать материал. Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения. Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы: 1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня? Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями? Смогу ли я уложиться в отведенное время?

Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам? Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей? Механическое удерживание земляных масс : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций... Поперечные профили набережных и береговой полосы : На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим... Исключительное право сохранено за автором текста. Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав.

Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты допускается и парадоксальное цитирование , рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора. Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность. В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами. Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте. При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

Применяется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод изложение материала от общего к частному : оратор сначала выдвигает какие-то положения, затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Используется в выступлениях пропагандистского характера. Сопоставление различных явлений, событий, фактов, хорошо известных слушателям, проводится методом аналогии, который помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод предусматривает расположение материала вокруг главной проблемы и переход от общего рассмотрения к более конкретному и углублённому его анализу. Последовательное изложение одного вопроса за другим достигается при использовании ступенчатого метода. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

При историческом методе оратор излагает материал в хронологической последовательности, описывает и анализирует изменения, которые произошли в определённый исторический период. Использование различных методов изложения материала, доказательность и убедительность речи позволяют сделать структуру главной части речи оригинальной, нестандартной. Заключение завершение — важная композиционная часть любого публичного выступления. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление, неудачное завершение речи порой губит её. В процессе восприятия ораторской речи действует «закон края»: лучше запоминается то, что даётся в начале и в конце сообщения.

Цитатный план в виде цитат, то есть предложений, выписанных из теста. Тезисный план и цитатный план — разные виды планов!

Тезисный план не предполагает прямого цитирования. При составлении рабочего плана выступления следует включить в него слова-связки, так как они: 1 позволяют увидеть логику текста; 2 помогают улучшить рубрикацию текста; 3 могут быть использованы, чтобы скрыть недостатки логической структуры текста. В рабочий также вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использоваться в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план легче определить: а какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, а какие, напротив, не имеют примеров; б какие вопросы следует опустить, так как они несущественны для раскрытия данной темы, какие включить и т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий